Ареалы распространения ХОРЕКТЭЭР в Туве и его типология

Прием ХОРЕКТЭЭР

Необходимо отметить, что сам прием хоректээр – основа всех архаических стилей и потому каждый вид мелодического пения немыслим, прежде всего, без зачина основанного на этом приеме.

Другие традиционные приемы, требующие специальных профессиональных навыков

  • думчуктаар – импровизация;

  • уянгылаар – исполнение в духе заунывного жалостливого пения;

  • дамырактаар – подражание ручейку;

  • сирленнедир – дребезжащий;

  • бырланнадыр – используется для украшения сольного двухголосия.

Они бытуют наряду с развитыми стилями как субстили и отличаются тонкими техническими нюансами исполнения, включаются в основу звукообразования, обогащая ее структуру.

 

ТИПОЛОГИЯ

Понятие «стиль» объясняется многообразием вкладываемых в него смыслов. Его относят к индивидуальным особенностям исполнителей, например: стиль певца Хунаштаар-оола Ооржака, Максима Дакпая, Геннадия Тумата (в этом значении он приближается к понятию творческой манеры) он также является одним из самых употребительных понятий в значении метода и связывается именно с особенностями приемов сольного двухголосия, каждый из этих приемов обусловлен определенной функцией, звукоизвлечением, присущем именно данному стилю, имеет традиционное наименование, связанные с ним характерные субстили, где, так или иначе, варьируется звуковая ткань.

Стили: ХООМЕЙ, СЫГЫТ, ЭЗЕНГИЛЭЭР, БОРБАННАДЫР, КАРГЫРАА, со многими субстилями, являющимися производными от них, где каждый имеет свою резонансную зону, свой регистр, свой механизм звукоизвлечения, свой тембр.

 

Параметры Резонансные зоны Характер дыхания Артикуляция Мелодия, интонация
Стиль Основной тон  
Хоомей От среднего регистра можно петь со словами и без слов, резонатор грудной и полости рта Базовый (хоректээр)

ровное дыхание

/,+ Обертоновая мелодика

(от 8 до 12 обертонов)

Борбаннадыр Низкий или средний регистр, резонатор полости рта и частично носа Хоректээр. Ритм скачкообразный, перекаты, напряжение среднее /,+ Без мелодизаций и с мелодией
Сыгыт Высокий напряженный Дыхание зажатое очень сильно напряженное ЙО, Й , ЙА Может чередоваться с текстом Обертоновая мелодика ( 8-12) песенная мелодия с вибрато
Каргыраа Низкий гортанный звук, резонирует открытый рот Хоректээр. Ровное дыхание, открытый рот. Может петься с текстом А,/,+,Э открытые Буродон с терцовыми ходами (6-12 обертоны) песенная мелодия
Степное Каргыраа Низкий открыты, грудной, мягкий, бархатный. Внешний резонанс Очень долгое дыхание А,/,+,Э открытые Обертоновая мелодия или песенная мелодия (6-12 обертоны)
Эзенгилээр Средний, вибрация губами Ровное дыхание, ритмическая пульсация в ритме иноходи коня. А,/,И,+,Э,Ю,У

с вибрацией

Обертоновая мелодия. Высокий свистящий звук. Тихая

Народная терминология отразила тембровую сторону этих стилей, причем как самостоятельных тембровых комплексов, так и в сравнении с другими средствами звукоизвлечения.

 

ХООМЕЙ

Play mp3 khoomey stile

Яркий по силе звук в гудящей по тембру средней тесситуре в сказках обозначается хоомей.

хооледир хоомейлээрге чер сиргейни берген – при гудении хоомея земля дрожала.

По нашим наблюдениям стиль - хоомей можно рассматривать как исходный, или базовый стиль в бытовании хоректээр. Хоомейжи старшего и младшего поколения повторяют общеизвестное тувинское выражение о том, что хоомей – отец или праотец всех других стилей. Большинство музыкантов отдает предпочтение именно этому стилю из-за относительно удобного звукоизвлечения в среднем регистре. Глубокие звуки хоомея, особенно нижнем регистре, похожи на унисон гобоя и кларнета.

Эрги хоомей (в старом хоомее) опорно-остинатный звук более глубокий, чем в стиле борбаннадыр, имеет более выраженную обертоновую мелодию. 
Он извлекается положением губ, сомкнутых как при произношении согласного звука «в», занимая по тембру промежуточное положение между звуками, извлекаемыми деревянными и медными духовыми инструментами. Он в основном характеризуется мощью звука, певучестью.
В героических сказаниях хоомей предстает как обычное, прочно вошедшее в жизнь музыкальное явление. Например, “богатырь певец исполняет хоомей, подобно тысяче человек, от его пения содрогаются земля и небо, рушатся вершины гор”, хотя оно максимально гиперболизировано, тем не менее, сказителем сравнительная сила звукоизвлечения описана очень точно. В связи с этим здесь уместно привести тонкое замечание Б.И. Татаринцева, исследовавшего горловое пение в тувинском эпосе. Он отмечал: "Дорожное богатырское горловое пение характеризуется однотипными устойчивыми эпитетами ындынныг, ыянгылыг, сырынныг «жалобный, заунывный, протяжный», что, по-видимому, характеризует нелегкое душевное состояние героя-богатыря". Исследователь дает один из вариантов лирического сказания о Хан-Хулюке. У его героя после исполнения им подобного пения «тоскующая грудь расширяется, стесненная мысль удлиняется». Так он впервые отметил основную функцию этого стиля.
На первый взгляд, стиль хоомей как будто не допускает мысли о его более раннем происхождении по сравнению с другими стилями, поскольку мы говорим об их общем приеме в пределах данной традиционной музыкальной культуры. Однако, если глубже взглянуть на природу этого исполнения с его способами интонирования, контрастного звукоизвлечения, то предположение об исходности хоомея вполне подтверждается. Стиль хоомей, приближаясь, по существу, к пению, также выполняет переходную функцию, являясь специфическим произведением искусства, нередко выполняя утилитарную функцию колыбельной песни в особом стиле опей хоомейи (колыбельный хоомей) для усыпления ребенка. При этом исполнитель сопровождает интонирование равномерным покачиванием своего тела из стороны в сторону. Его пение опирается на ключичное дыхание, словообразование легкое – на губах; занимает промежуточное положение между речью и пением, а когда исполнитель утомлен, например, качая ребенка, он только «увайкает» (баюкает) через нос. Обертоновые мелодии почти отсутствуют. Пение при людях - громкое, с большим упором на диафрагму, и с заметным нажимом на грудные резонаторы, а в юрте, когда исполнитель один над колыбелью, – тихое.

СЫГЫТ

Play mp3 sygyt stile

Для обозначения пронзительного тембра в высоком регистре существует термин сыгыт

сыыладыр сыгыртырга кок дээр аязып турган - при пронзительном пении сыгыта голубое небо прояснялось.

Для него характерен мелодический зачин, осуществляемый приемом хоректээр. Обертоны стиля сыгыт звучат в резком свистящем тембре, напоминающем тембр флейты пикколо в том же регистре. Опорный остинатный звук средних звуков малой октавы движутся на протяжении одной пьесы. При непрерывном пении стиля сыгыт гласные звуки не слышны, так как извлекаются приемом хоректээр при предельном напряжении дыхательных путей в отличие от других стилей.

Основная особенность стиля сыгыт, отличающая его от всех остальных стилей, заключается в особой технике звукоизвлечения: корень языка продвинут вперед, опорный звук в основном извлекается вибрацией язычка и его степенью подъема к небу. В стиле сыгыт он является главным органом, управляющим воздушной струей. Поток воздуха, полученный не гортанью, не ложными голосовыми связками, а именно в результате применения приема хоректээр, приводит в вибрирующее колебательное движение язык. Когда звучит одноголосие в низком регистре, обертоновые призвуки отсутствуют, а двухголосие обычно звучит в низком и высоком регистре одновременно. Для стиля сыгыт характерны мелодии восходящего звука. Это особенно проявляется в исполнении Г. Тумата «киштээр» на 10 и 12 обертонах от 2-го опорного остинатного звука глиссандирующее восхождение на октаву вверх в конце распева в момент звучания. Вокализацию гласных в таком высоком регистре разрешить невозможно, и взаимосвязь между пением гласных и образующими ее обертонами неустановима. Обертоновые призвуки превращаются в тремолирование на двух звуках. Это основное отличие стиля сыгыт от остальных стилей.

КАРГЫРАА

Play mp3 kargyraa stile

Нижний звук в народе обозначается как каргыраа

каргырадыр каргыраалаарга хая даш каанайндыр бадып турган – при пении каргыраа скалы гудели, гремели и разрушались.

Все это еще раз доказывает то, что в становлении терминов, обозначающих каждый стиль, главную роль играло их звуковое содержание.

Этот стиль народные исполнители классифицируют по тембру и высоте. Более высокие, светлые и мягкие по звучанию и в умеренном движении носят название хову каргыраазы («степное каргыраа»), а более низкие, густые кожагар каргыраазы («горное, пещерное каргыраа»).
Основной формой стиля каргыраа является связное пение с четкой логическо-смысловой связью звуков и вокализмом (состав всех гласных звуков тувинского языка), где поются орнаментированные мелодии широкого дыхания. 
Тембровый контраст и регистровая амплитуда образуют разные субстили.
Среди них хову каргыраазы (степное каргыраа) – один из самых популярных разновидностей исполнения каргыраа. 
Для него характерно звучание протяжное, мягкое, широкое. Исполнителем показаны просторы ровных степей, гор. Периодически поется текстовой зачин. Опорный остинатный звук извлекается в полуоткрытом положении рта. Обертоны и гласные чередуются в напеве параллельно. Каждому обертону соответствует одна гласная из букв: а, э, \, =. 
Часто исполняется даг каргыраазы (горное каргыраа). Он более суров. В нем ощутимы мощь и величие гор, имеет место более плотный носовой тускловатый звук. 
Думчук каргыраазы (носовое каргыраа, назализация*). Его отличительная особенность заключается в периодическом выпускании воздуха на резком двойном вдохе и выдохе через нос и через рот. Мощная вибрация положительно действует на легкие, и все тело. Пение позволяет расслабиться физически, сконцентрироваться духовно. При пении дисгармония не возникает, частотный диапазон извлекаемого звука достаточно широк. Этот прием характерен для мастеров хоректээр в Монгун-Тайге. * Назализация звуков (франц. Nasal – носовой, от латин. Nasus - нос). 1). Приобретение звуком носовой окраски как результат дополнительной артикуляции, заключающейся в опускании небной занавески. 2) Переход ртового гласного в носовой / франц. [a] – [a] см. сов. энциклопедический словарь. Р.Я. Булатов, М., 1986, с. 856. 

БОРБАННАДЫР

Play mp3 borbannadyr stile

Борбаннадыр интонационно родственен стилю хоомей. Мелодический зачин с приемом хоректээр извлекается с тем же положением губ, сомкнутых почти вплотную. Эти два стиля объединяет тембральная норма, интонирование с фальцетным оттенком, узкий объем лада, остинатный строфический ритм с орнаментацией, устойчивая и короткая ладовая формула.

В стиле борбаннадыр более важным моментом является механизм звукоизвлечения, особенно звуковые манипуляции, нежели устойчивые мелодические обороты, как в стиле хоомей. Равноправное сосуществование борбаннадыр со стилем хоомей можно расценивать как проявление особенностей раннефольклорной традиции, которой свойственна органическая связь мелодического выражения. В момент пения темп значительно ускоряется, приобретает больше мелодических обертонов, с 12-го обертона спускающихся скачками чаще к 7-му, реже к 8-му обертону. Остинатный звук остается неизменным, по высоте иногда колеблется в пределах трех средних звуков большой октавы. 
В отличие от стиля приемов исполнения хоректээр в стиле хоомей, исполняемого в пределах одного дыхания, исполнение борбаннадыр всегда прерывистое. Причем значительно меньше используется процесс дыхания. Обычно борбаннадыр начинается псалмодийным речитированием слов песни, принадлежащей только к этому стилю, например: 


Болур-даа бол, болбас-даа бол,                          Получится или не получится,
Борбаннадып берейн шунма.   
                            А борбан тебе я спою.


В ритмическом отношении напев более схематичен. Именно тенденция схематизации стиля борбаннадыр влечет за собой внешнюю остинатную повторяемость. Технологическое родство стилей хоомей и борбаннадыр допускает внезапный переход из одного стиля в другой. Если в хоомее мелодия останавливается на тянущемся (остинатном) звуке и на фоне его звучания певец может выделять из него обертоны, образующие вторую мелодию, мелодическую речитацию с песенными словами, то в стиле борбаннадыр мелодия как бы периодически выбрасывает перекатывающиеся звуки без слов. Напев основан на интонировании, приближающемся к звукоподражательному, но это не совсем конкретная звуковая имитация, а несколько обобщенная.
Таким образом, мелодии стиля хоомей по своей природе принципиально отличаются от стиля борбаннадыр. Более того, сопоставив особенности тембров стилей с известными закономерностями, можно получить некоторое дополнительное представление и о конкретном стиле. 
Певцы при ансамблевом исполнении как бы стремятся соблюсти формы в первозданном их виде, допуская лишь незначительные возникающие импровизационные отношения от унисона, преимущественно орнаментальные. Стиль борбаннадыр поется традиционно одиночно, так как исполнители привносят свои индивидуальные штрихи в форме свободного ритмического их интонирования. Так как стиль этот имеет свою структуру, отдельный механизм звукоизвлечения, характерную тембровую окраску, он входит в число основных самостоятельных стилей. Его исполнение не требует обязательного присутствия другого стиля. В зависимости от тесситуры, регистра, ритмики, структуры борбаннадыр представляет отдельный механизм звукоизвлечения, который можно синтезировать при желании певца для украшения мелодии с другими стилями. Например, существуют борбаннадыр сыгыта, борбаннадыр каргыраа, борбаннадыр хоомея.

ЭЗЕНГИЛЭЭР

Play mp3 esengileer stile

Эзенгилээр имеет свои ритмические, тембровые и интонационные особенности, представляя собой самостоятельный стиль. В памяти знатоков старины стиль эзенгилээр и теперь полностью сохранил свое значение и продолжает широко бытовать.

Сам стиль, как предполагают некоторые исследователи, вероятно, возник сравнительно недавно. Возникновение подобного стиля было возможно не ранее конца 1 тыс. н.э., когда ощутимое воздействие на мелодии могло оказать появление в сбруе коня стремени.
 
Можно полагать, что стиль эзенгилээр формировался позже стиля сыгыт, и бесспорно развивался на его основе и в постоянном с ним взаимодействии. 
Если сравнить эзенгилээр со стилем сыгыт, нетрудно заметить, что манера исполнения эзенгилээр отличается неторопливым распеванием, отчетливым скандированием. Отличительная особенность стиля заключается в периодическом выпуске воздуха через нос на резком двойном вдохе. Звукообразование в стилях обуславливается как эстетическими предпосылками, так и акустическими особенностями способов звукоизвлечения, тембром. Зачинная мелодическая речитация отсутствует, так как стиль эзенгилээр является особым, самостоятельным стилем, мелодия которого связана с верховой ездой. Тембр этого стиля более мягкий, чем в стиле сыгыт. Обертоновые мелодии образуются из призвуков, в основном построенных на 8-м, 9-м, 11-м, 12-м, 13-м обертонах от нижнего звука.

 

СУБСТИЛИ

Play mp3 Oidupaa stile

В одном только стиле каргыраа можно насчитать более пяти общеупотребительных мелодий, «кочующих» из одного субстиля в другой: хову каргыраазы (степное каргыраа), кашпал каргыраазы (каргыраа ущелья), даг каргыраазы (горное каргыраа), Кожагар каргыраазы (сопочное каргыраа), Ойдупа каргыраазы (каргыраа певца Ойдупа) и т.д. 

Выделение стилей и осознание их различий, рождало легенды и, - главное – закреплялось в подсознании, что позволяло сразу улавливать образно-ситуативную сферу каждого стиля. Поэтому каждый стиль хоректээр для исполнителя и слушателей прочно связан с определенной стороной бытия, и содержит достаточно определенные жизненно-функциональные критерии восприятия и оценки.

 

СТИЛИ И СУБСТИЛИ ХОРЕКТЭЭР

СЫГЫТ КАРГЫРАА ХООМЕЙ

БОРБАННАДЫР

ЭЗЕНГИЛЭЭР

  • КИШТЭЭР

  • ХОВУ КАРГЫРААЗЫ

  • ДАГ КАРГЫРААЗЫ

  • ДУМЧУК КАРГЫРААЗЫ

  • ОЙДУПА КАРГЫРААЗЫ

  • БУГА КАРГЫРААЗЫ

  • КАШПАЛ КАРГЫРААЗЫ

  • КОЖАГАР КАРГЫРААЗЫ

Древние субстили

  • ЭРГИ ХООМЕЙ

  • БУГА ХООМЕЙ

  • ОПЕЙ ХООМЕЙ

  • ДЕСПЕН ХООМЕЙ

  • КУМЗАТТААР

  • ЧЫЛАНДЫК

Субстили

  • УЯНГЫЛААР

  • ДАМЫРАКТААР

  • СИРЛЕННЕДИР

  • БЫРЛАННАДЫР

  • ДЕСПЕН БОРБАН
   

[up]

to up
Сайт создан в системе uCoz