Цели и задачи: 

  •  Сохранение и развитие традиционной культуры тувинского горлового пения хоректээр;

  • Организация научных исследований по поиску и изучению горлового пения народов Саяно-Алтайского нагорья и других регионов мира и их пропаганда;

  • Создание архива записей хоректээр и их анализ;

  • Обучение и прослушивание юных исполнителей, включая иностранных, в экспериментальной лаборатории центра;

  • Участие в международных конкурсах музыкальной культуры народов мира и организация международных симпозиумов, практических семинаров, конференций и фестивалей тувинского горлового пения хоректээр;

  •  Поддержка научно-практических международных связей;

  • Социальная защита исполнителей

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОДА ХООМЕЯ

В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Мероприятие Ответственые за проведение
1

Создание Центрального архива традиционной музыки (январь-июнь)

МНЦ "ХООМЕЙ"
Республиканский центр нардного творчества и досуга

2

Оцифровка записей тувинского фольклора
(в течение года)

МНЦ "ХООМЕЙ"
Республиканский центр нардного творчества и досуга
Тувинский институт гуманитарных исследований

3

Комплексное диспансерное обследование исполнителей хоомея
(в течение года)

Министерство здравохранения Республики Тыва
МНЦ "ХООМЕЙ"

4

Слет сказителей и певцов (28 февраля)

МНЦ "ХООМЕЙ"
Тувинский институт гуманитарных исследований

5

Детский конкурс хоомея
(10-11 мая)

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва
Республиканская школа искусств
Деткие колы искусств
Детские музыкальные школы

6

Конкурс мастер-класов среди исполнителей орлового пения
(март)

Республиканский учебно методический центр

7

Мероприятия посвященные 15-летию МНЦ "ХООМЕЙ"
(25,26,27 марта)

МНЦ "ХООМЕЙ"

8

Конкурс мастеров-изготовителей нацинальных инструментов
"Живая традиция Маржымала"
(22,23,24 апреля)

Союз мастеров по изготовлению музыкальных инструментов

9

Конкурс письменных рабт "Хомейжинин бодалдары-2"
(окончание 01 июля)

МНЦ "ХООМЕЙ"

10 Мерприятия посвященные 10-летию ансамбля "Тыва кызы"
(19 июля)
Ансамбль
"Тыва кызы"
11 Мерприятия посвященные 20-летию фольклорного ансамбля "Тыва" (15 октября) Ансамбль "Тыва",
группа "Хун-Хурту"
12 V Международный симпозиум "Хоомей - феномен культуры нардов Центральной Азии" (25,26,27 июля) МНЦ "ХООМЕЙ"
Администрация Сут-Хольского кожууна и сельского поселения Бора-Тайга
13 Мерприятия посвященные 15-летию фольклорной группы "Хун-Хурту"
(сентябрь)
МНЦ "ХООМЕЙ"
группа "Хун-Хурту"
14 Издательство публикаций по хомееведению
(с января по сентябрь)
Министерство культуры и информационной политики Республики Тыва
15 Освещение в СМИ
(в течение года)
Информационный отдел
ТИПОЛОГИЯ

Хоректээр существует в пяти стилях: хоомей, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр. 

Разновидности: чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагар каргыраазы, даг каргыраазы, каргыраа певца Ойдупаа, уянгылаар, дамырактаар, киштээр, серленнедыр, бырланнадыр.

подробнее>>


ИСТОРИЯ

Традиция исследования тувинского горлового пения хоректээр насчитывает уже более ста пятидесяти лет. Впервые хоректээр был записан в Восточной Туве в 1865 году. Вышло в свет исследование П. Островских в 1897 году, Е.К. Яковлев (1898), Г.Е. Грумм-Гржимайло (1901), А.В. Анохин (1910), Е.В. Гиппиус (1927), А.Н. Аксенов (1944), С.И. Вайнштейн (1956). 

подробнее>>


ИМЕНА

Первая пластинка с записями знаменитых корифеев Кыргыс Сорукту, Саи Манчакай, Санчы Кызыл-оола, М. Комбу вышла в свет в 30-е годы XX века. Продолжателями традиции хоректээр стали Ак-оол Кара-Сал, Хомушку Идамчап, Маржымал Ондар, Максим Дакпай, Ооржак Хунаштаар-оол. Эти исполнители не стремились быть на первом плане, однако, именно им тувинское горловое пение обязано сохранением, развитием традиций исполнения. По сей день существуют школы стилей  Хунаштаар-оола или Дакпая, Санчы Кызыл-оола, Гннадия Тумата и других.

подробнее>> 


ШАМАНИЗМ

В традиционной тувинской культуре кроме песен, сказок, сказаний выделялись две главные по своему значению и роли в жизни этноса исполнительские традиции: горловое пение хоректээр и шаманское камлание. Совмещение их было почти исключено, так как они выполняли различные функции в культуре тувинцев. Горловое пение хоректээр, акустико-физиологический феномен, максимально связанный, в отличие от  шаманского камлания, по своей природе и структурным параметрам с лирическими песнями и инструментальной музыкой, а шаманское камлание, ритуальное пение шамана, которое поется «голосом» духов помощников, являясь посредником между ними.

Основная цель тувинского шаманства как веры установить и сохранить гармонию между человеком и окружающим миром. 

подробнее>>


"ТЫВА"

Год создания ансамбля "ТЫВА" 1987. 

продробнее>>


на верх

 Director: Z.Kyrgys Copyright © 2003 | Pictures painted byA.Chernyak | Designed by I.Denisov

667000, Shetinkina-Kravchenko st. 46. Kyzyl, Republic of TYVA Russian Federation
fone: +7 (39422) 2-33-18,
+7 (39422) 3-38-97, +7 (39422) 1-14-29



Сайт создан в системе uCoz